статьи

Советы психолога. Как пробудить у ребенка интерес к учебе?

         Отношение ребенка к школе напрямую зависит от того, какие чувства связаны со школой у нас самих. Может быть, мы так и не избавились от детского страха перед ней, или нас пугают новые требования, которых в наше время не было? Дети это ощущают кожей и если уж боится мама, то мне тем более надо бояться. Так мы поневоле даем ребенку понять, что учеба – процесс очень трудный и сложный, который не несет никакой радости.

        Например, как вы отвечаете себе на вопрос, зачем вообще нужна школа? Современные родители склонны думать, что школа – лишь средство для поступления в вуз. Получается, что сами по себе эти 11 лет не важны. Так мы убиваем смысл обучения. Ведь учеба намного шире школы и содержательна сама по себе, независимо от того, есть ли у нее цель. Правило простое: чтобы ребенку было интересно, нужно, чтобы родителям было интересно, чтобы у них самих горели глаза.

        Опирайтесь на то, что им нравится

        Самое главное, чтобы ребенок в принципе открыл для себя радость познания. Не обязательно в связи со школьными предметами: игры, прогулки, путешествия, спорт, чтение, кино, музеи, семейные разговоры могут быть не менее эффективны. Ведь наш мозг работает как сеть: мы запоминаем новое и продвигаемся вперед, опираясь на уже приобретенные сведения, привязывая к ним новую информацию. Все, что нас подпитывает интеллектуально, помогает учится в дальнейшем.

        Поощряйте познание, а не просто запоминание.

        Школьная система требует от детей усвоения определенных знаний, показателем этого усвоения служит успеваемость. Вслед за школой и мы, с нашей сильной тревогой за «успешность» детей и за их будущую карьеру, сосредотачиваемся прежде всего на внешних целях, воплощенных в хороших отметках. Родители часто думают за ребенка, делают за ребенка и выдают ему готовый вариант. Ему остается только запомнить и повторить. Они стараются свести к минимуму пробы, ошибки, преодоление и лишают ребенка самостоятельных побед, которые во многом и формируют его интерес!

         Отмечаем успехи.

         В педагогике долгое время считалось, что главное – показать ребенку его ошибки, и тогда он каким-то чудом начнет их исправлять. Но о каком удовольствии от учебы может идти речь, если его все время ругают, все время им недовольны? Он делает вывод: я несостоятелен! Так что хвалить необходимо: за всякое усилие, за порыв, за минимальное продвижение. Важно понять, в какой сфере ребенок успешен, и поддержать его в этом. Допустим, он прекрасно играет в футбол. А нам, может быть, досадно: лучше бы он отличался в математике или литературе. Но сейчас важнее поддержать в нем это чувство состоятельности. Можно ему говорить: ведь и в футболе у тебя не все получается, но ты стараешься и добиваешься результатов. Значит, ты и с

учебой справишься. 

       Играйте в слова.

       Роль «проводника в мир слов» принадлежит прежде всего родителям. Облегченную речь мы используем на начальном этапе, чтобы ребенок мог имитировать слова и учился говорить. Дальше родители работают на опережение, чтобы расширять и обогащать его словарь. Чтение вслух, аудиозаписи, фильмы - все может помочь. Но лучше всего – живая речь.                             С ребенком нужно разговаривать так же, как со взрослым. Разве что объяснять термины, которых он не знает. Когда мы говорим с ним, не упрощая свою речь, развернутыми предложениями, он начинает так же мыслить. Ведь язык структурирует мышление. Чем разнообразней и ярче речь, которую дети слышат, тем лучше. Играйте со словами, сочиняйте каламбуры, используйте любую возможность – книги, рекламу, интернет, кино, чтобы обогатить их словарь, сделать язык выразительней.

       Заботьтесь о них.

       Не забывайте о теле. Особенно это важно для ослабленных детей. Во время занятий им каждые 15 минут положен 5-минутный перерыв. Лучше потратить его с умом: сделать зарядку или легкий массаж, выпить чай с сахаром, глюкоза стимулирует умственную деятельность. Комнату, где ребенок будет делать уроки, нужно проветрить. Регулярно давайте ребенку пить: вода улучшает когнитивные функции. Это же относится и к фруктам, злакам и меду, но не к сладостям. Следите, чтобы ребенок достаточно спал, при недостатке сна нервная система не успевает восстанавливаться, ребенок становится апатичным, раздражительным, не выдерживает нагрузку.

Не забывайте про спорт и игры на свежем воздухе. И не забывайте об отношениях, которые у вас складываются. Скандалы и конфликты из-за учебы не пойдут ребенку на пользу. Когда и в школе, и дома от него все только чего-то требуют, это приводит к истощению нервной системы, школьным неврозам. Оставайтесь для него родителем, а не учителем. Помогайте ребенку там, где трудно, показывайте, что любите его.

Психолог филиала "Северное Бутово" ГБУ ЦСПСиД "Гелиос"

Последние новости