Психолог семейного центре «Гелиос» рассказала, как помочь подростку выбрать будущую профессию
Как помочь подростку определиться с тем, чем бы он хотел заниматься в будущем?
Способов помощи существует очень много. Можно пойти к психологу или пройти онлайн профориентационные тесты, которые помогут составить карту интересов. Родители могут понаблюдать за ребёнком, посмотреть, что у него хорошо получается или что ему интересно, к чему его больше тянет. А после вместе сесть и расписать все ресурсы, которые есть у ребёнка, у родителей, как их можно объединить.
Для подростков сейчас разработаны программы профориентации, которые помогают определить, какая сфера их больше привлекает. Кроме того, помогают и честные открытые семейные беседы. Родители могут вместе с ребёнком обсудить его интересы, чем бы он сам хотел заниматься. Но обязательно нужно учитывать, что такой разговор строится на равных, не нужно начинать беседу с точки зрения человека, который знает лучше и больше. Это только заведёт разговор в тупик.
Когда нужно начинать знакомить ребёнка с профессиями?
Как только ребёнок научился говорить и воспринимать информацию, можно начинать постепенно знакомить его с разными занятиями, только в зависимости от его возраста. Например, в трёхлетнем возрасте можно начинать разбирать популярные профессии: врач, учитель, повар. И по мере взросления усложнять эту информацию. Для детей постарше, дошкольного и младшего школьного возраста, существуют парки профессий, проводятся различные мастер-классы, где ребёнок может попробовать себя в разных сферах. Естественно, что изначально он будет воспринимать это как игру, однако в процессе поймёт, что ему нравится, а что нет.
Как мотивировать подростка на учёбу, но при этом не допустить давления?
Начнём с того, что ведущей деятельностью подростков является общение. Соответственно, общение – это наш ресурс. Поэтому в первую очередь с его помощью нужно создать у подростка настрой на учёбу, донести до него, что учёба – это не только школьные предметы, но и различные занятия по интересам: музыка, спорт, театр, искусство. Если ребёнок чем-то очень увлечён даже больше, чем уроками, ни в коем случае нельзя это запрещать или отговаривать, нужно поддерживать и хвалить за разносторонность. Однако напомнить, что уроки тоже требуют внимания, и попытаться объяснить, что если он не будет успевать заниматься школьной программой, то это создаст проблемы не только для него, но и для родителей.
Кроме того, если родители видят, что ребёнок отстаёт по какому-то предмету, нужно обсудить это с ним и спросить, почему так сложилось, чем можно помочь. Если оказывается, что подростку просто не нравится тот или иной предмет, нужно поделиться своим школьным опытом, рассказать о своих нелюбимых предметах. Кроме того, важно понять: ребёнку не нравится сам предмет или преподаватель, который его ведёт. Если проблема заключается в преподавателе, нужно предложить ребёнку изучить предмет совместно или предложить найти репетитора. Самое главное – направить подростка, чтобы он не зацикливался на своём отношении к учителю.
Если ребёнок просит о помощи с каким-то предметом или просит помочь решить задачу, ни в коем случае нельзя отказываться и говорить: «Я уже ничего не помню, это твоё задание». Нужно включаться в решение вопроса вместе с ребёнком, поискать вместе решение в интернете или в учебнике, попытаться разобраться совместно. Это поможет не только мотивировать подростка к занятиям, но и укрепит доверительные отношения.
Какие особенности нужно учитывать при общении с подростками?
Нужно избегать менторской подачи, манеры говорить свысока. Нужно общаться с ним так, чтобы в другой раз он сам захотел прийти и поговорить, посоветоваться. В общении с родителями ребёнок должен чувствовать безопасность, уверенность, он не должен бояться быть непонятым, бояться осуждения. Поэтому залог доверительной беседы – это честность, открытость, равноправие, понимание и поддержка.
Основные ошибки родителей при попытке мотивировать ребёнка. Как их избежать?
Одна из распространённых ошибок – сравнение с другими детьми, детьми друзей. Не всё, что рассказывают другие родители, – правда. Взрослые любят приукрашивать достижения ребёнка в чужих глазах. Вторая ошибка – переход на личности. Подростки бывают очень экспрессивными, и часто могут вызывать у родителей агрессию. Здесь важно помнить одну простую вещь – кто из вас взрослый. Если родитель проявит в ответ агрессию, он может подорвать доверие или уверенность в себе у подростка, тем самым оставив глубокую обиду, которая потом обязательно проявится.
Важно помнить, что ребёнок – это человек, который сейчас полностью зависит от родителей. И реагировать на его грубость нужно при помощи таких фраз: «То, что ты сейчас делаешь, портит мне настроение, для меня это очень обидно и неприятно». Нужно опираться больше на описание собственных эмоций. Но ни в коем случае не переходить на личности, не оскорблять, не унижать, не обесценивать.
Ещё момент – ни в коем случае не нужно заставлять ребёнка что-то делать силой. Есть риск добиться обратного эффекта. Постарайтесь спокойно объяснить, для чего это нужно, почему это нужно именно ему.
Если подвести итог, то все методы, где используется манипуляция (накричать, заставить, сравнить, обесценить, шантажировать), не приведут ни к чему хорошему. Более того, родители сами научат ребёнка поступать так же с другими.
ГБУ Центр социальной помощи семье и детям «Гелиос»