статьи

Психолог Центра «Гелиос» рассказал - «Родительский авторитет. Зачем он нужен?»

Слово «авторитет» в переводе с латинского означает «влияние», «власть», но понятие «родительского авторитета» имеет более широкий смысл.  

Авторитет – прежде всего, это влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям и, в конечном счете, к взрослым людям вообще.                                                                                 Откуда же берется родительский авторитет?

Самой важной задачей для родителей является воспитание детей. Каждый отец и мать должны хорошо понимать, какие качества они хотят воспитать в своем ребенке. Решающую роль в воспитании играет поведение родителей в социальной среде, как разговаривают родители друг с другом, с другими людьми и о других людях, как они радуются и печалятся, как одеваются. Все это имеет для ребенка большое значение. Контроль родителей за своим поведением, уважение к своей семье и окружающим - вот первый и самый главный метод воспитания. Истинная сущность воспитательного процесса, заключается в организации семьи, личной и общественной жизни, в организации жизни детей.

Принимая главенство взрослых в семейной системе, любой ребенок проверяет установленные родителями границы. Признание этих границ детьми, важность для детей слов, замечаний и просьб взрослых членов семьи, и является родительским авторитетом.

В основе родительского авторитета лежат три основных момента:

- Родители осознают, что они – ответственные взрослые люди;

- Родители учитывают и понимают потребности ребенка;

- Родители стараются принять своего ребенка таким, какой он есть.

Не все в детях нравится родителям, дети же любят нас такими, какие мы есть  со всеми недостатками и достоинствами. Поэтому надо проговаривать сыну или дочке, что нас не устраивает их поведение, запретить что-то, но не разочаровываться и всегда верить в них.

Родительские запреты – это некая граница, которую взрослые выстраивают для ребенка, чтобы сформировать его представление о том, что можно делать, а что нельзя, чтобы защитить и обезопасить своего малыша. Но нужно понимать, что запреты не должны противоречить здравому смыслу – нельзя говорить ребенку «не делай этого!», «делай так, потому что я так сказал!» не подкрепляя это аргументами, понятными ребенку. Ему необходимо объяснение всех запретов, иначе они будут восприниматься как посягательство на свободу и личность. Стремление родителей к доминированию и подавлению (родительский авторитаризм), в дальнейшем, по мере взросления ребенка, неизбежно приводит к отсутствию эмпатии, формированию низкой самооценки, зависимости ребенка от мнения взрослого, инфантилизму.

         Для того чтобы не потерять доверие с ребенком, не вызывать негативизм с ранних лет, нужно объяснять почему «нельзя» и к чему приводят неверные решения и поступки.

Авторитетные взрослые – это люди, которых нельзя не слушать и не уважать: это люди с огромным духовным, нравственным и практическим потенциалом. Стараться стать такими для своих детей – родительская задача.

Родитель может допускать ошибки, но должен уметь признать их, он может решить проблемы свои и проблемы ребенка, может защитить ребенка, если это необходимо, и остановить его, если тот неправ.

Родительский авторитет может исходить лишь от такого  взрослого человека, который берет на себя ответственность за себя, свою жизнь, жизнь своей семьи и своих детей. К такому родителю всегда хочется обратиться, если не знаешь, как поступить, а если знаешь – поделиться результатом, будучи уверенным в искреннем участии, сочувствии и взаимоуважении.

ГБУ ЦСПСиД «Гелиос»

Последние новости