Прокуратура разъясняет: «Разъяснение законодательства об ответственности физических лиц за совершение налоговых правонарушений»
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Конституционная обязанность платить налоги и сборы носит всеобщий характер и распространяется на всех независимо от гражданства физических лиц. Освобождение от уплаты налогов является исключением из принципа всеобщности налогообложения - льготой. Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности.
Незаконное уклонение от уплаты налогов влечет за собой привлечение к материальной, административной, а в отдельных случаях и к уголовной ответственности.
Физическими лицами уплачиваются следующие налоги: налог на доходы физических лиц; государственная пошлина; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; транспортный налог; земельный налог; налог на имущество физических лиц; страховые взносы.
Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Налоговым резидентом РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый резидент РФ оплачивает налоги с доходов, полученных от источников в Российской Федерации и за ее пределами. Налоговые нерезиденты РФ оплачивают налоги только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации.
В доход налогоплательщика включаются все доходы, полученные в денежной и натуральной формах, а также в виде материальной выгоды.
К доходам в натуральной форме, в частности, можно отнести оплату за работника товаров (работ, услуг), имущественных прав, коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
Материальная выгода - это экономия на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, полученными от организаций и индивидуальных предпринимателей.
Конкретным примером материальной выгоды является распространенная в некоторых крупных организациях такая форма поощрения сотрудников, как предоставление беспроцентных кредитов.
Самостоятельно исчисляют и уплачивают налог следующие физические лица:
- индивидуальные предприниматели по суммам доходов, полученных от предпринимательской деятельности;
- нотариусы, адвокаты по суммам доходов, полученных от своей профессиональной деятельности;
- иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических и юридических лиц;
- физические лица, исходя из сумм доходов, полученных от юридических и физических лиц, которые не выступают в данном случае налоговыми агентами на основе заключенных договоров (по договорам аренды или найма, например) или по иным причинам;
- физические лица, исходя из сумм, полученных от продажи имущества и имущественных прав;
- физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы из-за рубежа;
- физические лица - наследники (правопреемники) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
- физические лица, получившие денежные средства или имущество в дар.
Налогоплательщики самостоятельно заполняют и сдают в налоговый орган по месту своего жительства налоговую декларацию.
Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год, поэтому налогоплательщик отчитывается один раз в год за весь год.
Налоговая декларация сдается в налоговый орган по форме, утвержденной ФНС России и размещенной на официальном сайте ФНС России и ее территориальных органов, не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода.
Вышеперечисленные лица сдают декларацию в обязательном порядке.
Налог уплачивается не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц составляют: 13% - по всем доходам, если не установлено иное; 35% - по выигрышам и призам свыше установленного минимума; 30% - по всем доходам нерезидентов РФ, за исключением доходов в виде дивидендов, облагаемых по ставке 15%, доходов от осуществления трудовой деятельности - 13%.
Государственная пошлина является одним из сборов, оплачиваемых физическими лицами.
Государственная пошлина взимается с лиц, обратившихся в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.
Если лица были привлечены в качестве ответчиков (административных ответчиков) в суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ, арбитражные суды или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и решение суда принято не в их пользу, истец (административный истец) освобождается от уплаты госпошлины, а обязанность уплаты госпошлины возлагается на проигравшую сторону.
Государственная пошлина уплачивается, как правило, самим плательщиком до обращения или при обращении за юридически значимыми действиями. Оплата может быть произведена в наличной или безналичной форме.
Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Плательщиками водного налога являются физические лица в том случае, если они осуществляют пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
Не признаются плательщиками водного налога физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных после введения в действие Водного кодекса РФ.
Несмотря на то что физические лица являются плательщиками данного налога, исходя из указанных объектов можно сделать вывод, что данный налог все же больше относится к предпринимательской деятельности. Изъятие воды для личных нужд налогом не облагается.
Например, при установлении небольшой гидростанции физическое лицо будет обязано оплатить налог, рассчитанный исходя из полученной энергии.
Транспортный налог является региональным. Он устанавливается гл. 28 НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие Налоговым кодексом РФ и законом субъекта Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации.
Устанавливая налог, законодательные органы субъектов РФ определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Транспортным налогом облагаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.
Налоговая база для транспортных средств определяется в лошадиных силах, для воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы, в отношении водных несамоходных транспортных средств - как валовая вместимость в регистровых тоннах, для иных транспортных средств - как единица транспортного средства. Налог по каждому транспортному средству рассчитывается отдельно.
Налоговым периодом признается один год.
Налоговые ставки, установленные Налоговым кодексом РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз.
Допускается дифференциация ставок в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
При наличии льгот или расхождений налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении информации или о предоставлении льготы, приложив подтверждающие документы.
В настоящий момент транспортный налог введен на территории всей Российской Федерации.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Устанавливая налог, местные органы власти определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ. Кроме этого, местные органы власти могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
Плательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
Налоговой базой земельного налога признается кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Кадастровая стоимость может быть оспорена собственником путем подачи заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде.
Налоговая база в отношении земельных участков в общей долевой собственности определяется пропорционально долям, при общей совместной собственности - в равных долях для каждого из налогоплательщиков.
Налоговые ставки устанавливаются дифференцированно в зависимости от категории земель, разрешенного использования, места нахождения участка.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог на имущество физических лиц устанавливается гл. 32 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Устанавливая налог, местные органы власти определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы. Кроме этого, они вправе предусматривать порядок и основания предоставления местных льгот.
Плательщиками налога являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются: жилой дом, квартира, комната, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.
В целях обложения налогом на имущество физических лиц дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Не признается объектом налогообложения общее имущество в многоквартирном доме.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по окончании налогового периода в отношении каждого объекта недвижимости на основании сведений, представленных соответствующими органами регистрации в рамках межведомственного обмена. При этом налоговым периодом является календарный год. При нахождении объекта в долевой собственности налог исчисляется пропорционально долям, при нахождении в совместной собственности - в равных долях.
Налог подлежит уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта недвижимости.
Страховые взносы, установленные гл. 34 НК РФ, относятся в основном к организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим выплаты физическим лицам. Однако физические лица тоже в отдельных случаях должны платить страховые взносы.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны начислить и уплатить страховые взносы при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и не занимающихся частной практикой.
Базой для начисления страховых взносов в данном случае будет сумма выплат и иных вознаграждений на конец месяца отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.
При осуществлении выплат и иных вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества в базу для начисления страховых взносов включается стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из среднерыночных цен, включая налог на добавленную стоимость и акцизы и исключая частичную оплату полученных физическим лицом товаров (работ, услуг), иного имущества, при ее наличии.
При приобретении физическим лицом результатов интеллектуальной деятельности страховые взносы начисляются на сумму дохода за вычетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов. Если доходы не могут быть подтверждены документально, доход уменьшается в процентном соотношении в зависимости от вида объекта деятельности.
Например, на создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка, предоставляется возможность уменьшить доход на 20%, на оставшуюся сумму начисляются страховые взносы. При этом используется возможность либо документального, либо нормативного уменьшения доходов.
По окончании каждого месяца плательщики исчисляют страховые взносы по каждому физическому лицу, получившему доход, нарастающим итогом с начала года и уплачивают исчисленную сумму не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Плательщики обязаны вести учет сумм выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту жительства.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Расчетным периодом признается календарный год.
К простым примерам, когда у физических лиц возникает обязанность по уплате страховых взносов, можно отнести заключение договора с физическими лицами на проведение ремонтных работ, для оказания помощи по хозяйству и для прочих личных нужд.
При заключении договоров с физическими лицами необходимо учитывать налоговые последствия в виде начисления и уплаты страховых взносов и налога на доходы физических лиц.
Физические лица несут ответственность за совершение налоговых правонарушении с шестнадцатилетнего возраста.
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора, страховых взносов) и пени.
Физическое лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности, если совершенное деяние содержит признаки налогового правонарушения.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
Налоговой санкцией является штраф.
Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности за непредставление в установленный срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета, неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий.
Решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или в суд.
Также установлена уголовная ответственность за уклонение физическим лицом от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере (два миллиона семьсот тысяч рублей). В виде наказания предусмотрены штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.
За указанное преступление, совершенное в особо крупном размере (сумме неуплаченных налогов составит тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей и выше), предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок до трех лет.
Лицо, впервые совершившее указанное преступление может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Начальник отдела прокуратуры г. Москвы Е.В. Махрачева