Пандемия и соблюдение мер предосторожности: как поговорить об этом с подростком
Часть 1: Сильная тревога и паника
Пандемия COVID-19 стала тяжелым испытанием для нашей страны и всего мира, она значительно повлияла на нашу жизнь, внесла свои коррективы практически во все сферы нашей действительности. Сильная тревога и страх начала пандемии сейчас постепенно снижается, во многих странах уже смягчаются ограничения на производственную деятельность и передвижение. Но заболевание пока никуда не исчезло, оно по-прежнему требует внимательности в соблюдении мер профилактики и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Многие родители сейчас попадают в ситуацию, когда жизненно необходимо настроить таких беззаботных и легкомысленных в силу возраста подростков на соблюдение строгих мер предосторожностей. Как же найти подход к своим уставшим от длительной социальной изоляции детям, когда весенняя погода и каникулы так и зовут гулять и общаться?
В первую очередь, необходимо определить, как ваш ребенок переживал и осмыслял информацию о пандемии – испытывает ли он сильный страх от мысли о заражении, или наоборот отрицает опасность и бунтует против строгих мер. Если подросток находится в золотой середине между этими двумя полюсами, проще всего будет найти с ним язык и объяснить необходимые меры предосторожности, которые нужно будет соблюдать.
Если у подростка сильный страх за его жизнь и паника при одной мысли о заражении, эту тревогу стоит попытаться снизить до допустимого уровня. Поговорите по душам – самое главное для подростка, чтобы его выслушали и с уважением отнеслись к его мнению. Признайте, что его тревога абсолютно нормальное явление, и большинство людей сейчас переживают похожие чувства. Тревога в масштабах эволюции даже полезна, ведь она заставляет нас более внимательно относиться к опасности и готовиться к ней. Однако, когда тревога слишком сильная, она начинает мешать - попробуйте вместе обсудить, какие разумные меры подросток может предпринять, чтобы избежать опасности, не переходя к крайностям.
Действенным способом снизить тревогу является реалистичная оценка опасности. Подготовьте и вместе разберите статистику заболеваемости – каков процент заболевших в городе от общего населения, сколько из заболевших перенесли болезнь в легкой форме, есть ли в вашем окружении заболевшие, каков их опыт заболевания. Покажите, что вы относитесь к подростку как к равному и уважаете его точку зрения – пусть дискуссия будет открытой и основанной на аргументах. Не прерывайте дискуссию простыми попытками «задавить авторитетом» и не обесценивайте «глупые» страхи и панику вашего ребенка.
Также поможет снизить тревогу укрепление уверенности в своих силах – оценка состояния здоровья и сильных сторон вашего ребенка, которые помогут соблюдать меры предосторожности (аккуратность, чистоплотность, ответственность). Особенно стоит обратить внимание, что наш организм подготовлен к атаке вирусов и умеет защищаться – как пример можно привести ежегодные сезонные простуды, которые ребенок и сам неоднократно переносил.
Постарайтесь отговорить ребенка от деятельности, повышающей тревогу – постоянного чтения страшных новостей, бесконечного обсуждения в чатах и группах самых тяжелых случаев заболевания. Попробуйте переключить его на более успокаивающую деятельность и совместные формы активности – можно даже вместе попробовать заняться йогой, медитацией, физическими упражнениями, дыхательными практиками. Мы чувствуем себя сильнее, когда помогаем кому-то – привлеките своего ребенка к помощи близким и родственникам, даже находящимся на расстоянии – в дистанционной форме. Так он сможет почувствовать себя более значимым, важным и способным справиться с трудностями.
Часть 2: Отрицание опасности
Если же ситуация с восприятием опасности обратная – подросток отрицает угрозу заражения, или даже сам вирус считает выдумкой, тут тоже главное – внимательно выслушать своего ребенка. Попробуйте, прежде чем просто «давить авторитетом», разобраться, почему ребенок так думает – отвечайте аргументами на конкретные высказанные ребенком утверждения, а не просто излагайте свою точку зрения, начиная с самого очевидного и «дураку понятного».
Возможно, есть какие-то статьи или видео, мнения популярных блогеров или звезд, которые привели к такой точке зрения. С уважением к выбранным авторитетам ребенка попробуйте логически подвести его к мысли, что они все-таки не врачи и не эксперты именно в вопросах здоровья, и их мнение все-таки их мнение, а не научные исследования. Разберите какую-нибудь конкретную статью или видео, обращая внимание на качество аргументов автора, приведите свои логические контраргументы. Это поможет подчеркнуть ваше уважение к точке зрения вашего ребенка и серьезное отношение к его мнению, что особенно важно и приятно подростку.
Возможно, бунтарское поведение и отрицание угроз вызвано болезненным переживанием нарушения границ. Подросток борется даже не столько против вируса, сколько против ограничения своей свободы. В этом случае важно признать право на эмоции вашего ребенка – честно признайте, что и вам не нравится, когда кто-то ограничивает вашу свободу и заставляет вас делать что-то, что вам не нравится. Да, это злит и даже бесит. Но затем попробуйте переключить ребенка на иное восприятие ситуации – что вирус похож на стихийное бедствие, это никем не направляемый процесс и нет конкретного лица, лично желающего ущемить права и свободы вашего ребенка. Вирусу все равно, кого заражать, бунтарей или просто безответственных, не соблюдающих предосторожности. Злиться на вирус так же глупо, как на град или на мороз.
Некоторые подростки отрицают меры предосторожности, так как считают себя неуязвимыми. Им кажется, что они все равно не заболеют, ведь они молоды и здоровы. В этом случае, есть несколько весомых аргументов. Во-первых, ознакомьте своего ребенка со статистикой, что и молодые люди и дети также заболевают. Во-вторых, у молодых людей есть своя особенность заболевания – иногда их иммунитет сильный чересчур, что провоцирует разрушительное течение заболевания, не менее опасное, чем у людей со слабым иммунитетом.
Напомните ребенку об ответственности не только за свою жизнь и здоровье, но и за жизнь и здоровье близких. Даже если сам подросток заболеет только в легкой или бессимптомной форме, он может заразить членов своей семьи. Обсудите, кто из членов семьи, с которыми общается подросток, имеют повышенный риск тяжелого течения заболевания – в силу возраста, хронической болезни и ослабленного иммунитета. Здесь вы можете особенно подчеркнуть значимость ответственного поведения подростка, его вклад в общее благополучие семьи наравне со взрослыми – тем самым, вы подчеркнете, что уже готовы воспринимать своего ребенка независимой личностью.
Бывает, что подросток стесняется следовать правилам предосторожности – считает, что носить перчатки и маску глупо, что они портят его внешний вид. Вам такой аргумент может показаться несущественным, но вспомните, как значимо в этом возрасте мнение сверстников – с уважением отнеситесь к чувствам ребенка. Здесь может выручить заказ или изготовление особых, креативных масок и перчаток, которые будут выглядеть круто. Поищите социальные ролики о важности соблюдать меры предосторожности, выступления известных и влиятельных блогеров и звезд, которые своим примером привлекают к соблюдению мер защиты. Попробуйте говорить с подростком на его языке – языке его ценностей и интересов, и он обязательно вас услышит.