Конфликты и основные способы их разрешения
В нашей жизни мы часто сталкиваемся с тем, что конфликты неизбежны. На работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном ключе, но и в позитивном, как способ развития группы людей или отдельной личности. Что же такое конфликт? Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
Есть определенные стратегии поведения человека в конфликтной ситуации:
1.Соперничество - жесткая стратегия, когда необходимо победить любыми способами в открытой борьбе за свои интересы.
2.Сотрудничество - совместное принятие решений, удовлетворяющее обе стороны.
3.Компромисс - между участниками конфликта в форме дискуссии идет поиск компромиссного решения путем анализа разногласий и взаимных уступок.
4. Избегание - участники конфликта игнорируют его опасность, не хотят брать ответственность за принятие решений, желают незаметно выйти из ситуации. При такой стратегии решение проблемы может переноситься на другое время.
5. Приспособление - это метод сглаживания разногласий пренебрежением своих интересов и полным принятием всех требований противоположной стороны.
Какое же поведение в конфликте эффективное? Есть несколько правил поведения, упрощающих урегулирование конфликта:
1. Сначала нужно предоставить партнеру возможность выговорится. Во время беседы нужно проявлять интерес к его проблемам, подчеркивать значимость партнера и его мнения, в случае вашей неправоты сразу же признать ее, говорить спокойным, уверенным голосом, обращаться к фактам, говорить с позиции «равный равному». Затем предложить конкретный выход из сложившейся ситуации,
2. В конфликтной ситуации нельзя перебивать своего партнера, подчеркивать различие между вами, искать виноватых, обвинять партнера, игнорировать его и ваше эмоциональное состояние, переходить на «личности». Это поведение способствует развитию конфликта.
3. В конфликте также не стоит использовать фразы: « Я же вам объясняю», «Вы меня не понимаете», «Услышьте меня», «Я вам уже говорила», «Что вы от меня хотите». В этом случае человек слышит: «Вы ничего не понимаете».
Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Конфликты неизбежны, но важно сохранять спокойствие в конфликтной ситуации, пытаться понять другого человека, какой бы он (по вашему мнению) при этом не был (глупым, невоспитанным и т.д.) и постараться перевести конфликт в мирную плоскость.
Если вы будете следовать этим советам, то вероятнее всего (во многих случаях), после урегулирования конфликта, сможете расстаться с участниками этой ситуации если не друзьями, то хотя бы не врагами.
ГБУ Центр социальной помощи семье и детям «Гелиос»