Эстетическое воспитание ребенка – как научить видеть красоту
Современные родители в наши дни много времени и внимания уделяют физическому и интеллектуальному развитию своих чад – организуют для детей развивающие занятия, покупают красочные пособия, записывают на секции, подбирают различные спортивные программы.
Стремясь всесторонне развивать личность ребенка и раскрывать его таланты и способности, не всегда родители обращают внимание на эстетическое воспитание, а ведь оно тоже значительно обогащает личность.
Умение видеть красоту делает жизнь человека более осмысленной, целостной и яркой. Красота вдохновляет, поддерживает в трудную минуту, мотивирует и придает вкус жизни. Получать эстетическое удовольствие от разных явлений и событий человек может на протяжении всей жизни, с малых лет и до глубокой старости. Другими словами: люди, тонко воспринимающие прекрасное, имеют больше поводов радоваться жизни и быть счастливыми!
Когда стоит начинать формирование и развитие чувства прекрасного у ребенка? Заниматься эстетическим воспитанием можно уже с самого раннего возраста – общаясь с ребенком, обращайте внимание на красоту вокруг. Любуйтесь вместе видами природы, изучайте иллюстрации к детским книгам, слушайте всей семьей музыкальные произведения. Ребенок в возрасте 2-3 лет обучается, наблюдая за ближайшим окружением – будьте для него хорошим примером! Проговаривайте свои приятные впечатления и эмоции от посещения музея, выставки, концерта. Подбирайте вместе красивые наряды, украшения, создавайте образы – так вы положите основу чувству вкуса и стиля в одежде.
Когда малыш подрос и начинает рассуждать на разные темы, интересуйтесь его мнением о прекрасном – какая картинка в книге ему нравится и почему, какой его любимый наряд, какие у него впечатления от того или иного культурного события. С детьми дошкольного возраста уже можно переходить от общего впечатления к деталям, от обмена эмоциями к рассуждению. Кроме того, дети 4-5 лет способны уже не только созерцать, но и созидать – самостоятельно создавать прекрасное. Пробуждается жажда творчества, ее обязательно стоит поддерживать. Рисунок, лепка, конструирование, аппликация – родители могут использовать множество доступных по возрасту способов творчества для продолжения эстетического воспитания. Очень важно, чтобы результат детских стараний был качественно оценен взрослыми. Учитесь давать ребенку обратную связь. Не обязательно изображать одинаковый восторг на каждое детское произведение, наоборот, выделяйте те моменты, которые лучше удались именно в этот раз. Например, хорошо подобраны цвета в рисунке, аппликация выполнена особенно аккуратно, хорошо проработаны детали в поделке.
Дети примерно с 5 лет уже достаточно управляют своим вниманием, чтобы посещать небольшие спектакли и тематические выставки. Обсуждайте каждое посещение в кругу семьи. Хорошая идея для ребенка – выразить свои впечатления в рисунке или небольшой сказке. Подключайте бабушек и дедушек, чтобы показать разнообразие вкусов и интересов людей, их эстетических предпочтений. С бабушкой – на выставку, любоваться картинами, с дедушкой – на рыбалку, любоваться природой.
В школьном возрасте эстетическое воспитание уже полноценно включено в учебную программу. Поддерживайте у ребенка интерес к литературе, искусству, интересуйтесь, что ребенок проходит в школе, что читают по программе, с какими видами творчества знакомятся? Хорошо планировать семейные культурные мероприятия согласованно со школьной программой, например, после прочтения произведения в школе посетить спектакль по мотивам произведения. Школьный возраст подразумевает организацию досуга - выбор кружков, секций, программ дополнительного образования. Будьте чуткими к мнению своих детей, не стоит принудительно записывать в музыкальную или художественную школу, если сам ребенок не проявляет интереса к этому виду хобби. Подобные действия могут принести обратный эффект и вместо удовольствия и радости от искусства ребенок будет испытывать скуку, раздражение и отвращение, что не может не повлиять на его настроение и отношения с родителями.
Подростковый период – настоящее испытание для родителей, и в плане эстетического воспитания тоже. Кризис переходного возраста подразумевает отвержение устоявшихся норм и правил и поиск своего, уникального, стремление к современным трендам, которые не всегда нравятся родителям. Несмотря на то, что новые вкусы ребенка в музыке, одежде и фильмах могут казаться маме и папе вычурными и непонятными, стоит с пониманием и уважением отнестись к его мнению. Критика должна быть уважительной и мягкой, чтобы не ранить крайне чувствительных подростков и не стать поводом для ссоры и непонимания.
Эстетическое воспитание – еще один мостик, сближающий родителя и ребенка, еще один вариант совместного досуга, который принесет удовольствие и вам, и вашим детям.
ГБУ Центр социальной помощи семье и детям «Гелиос».