Ситуация на дорогах Москвы простой не бывает
Москва - мегаполис с одним из самых высоких темпов развития улично-дорожной сети в мире. В этих условиях роль сотрудников ГИБДД в обеспечении безопасности жителей и гостей города постоянно возрастает. Об их службе на примере Юго-Западного административного округа рассказал начальник отдела ГИБДД УВД по ЮЗАО полковник полиции Максим САРЫЧЕВ.
Максим Николаевич, какова сегодня ситуация на дорогах округа?
- Ситуация на дорогах Москвы простой, конечно, не бывает, и в этом году она осложняется погодой. Вы видите, в каких условиях приходится функционировать и нам, и участникам дорожного движения - то дождь, то снег, то зной, то холод. Но мы справляемся и идём по итогам полугодия с улучшением показателей. Особо отмечу такое позитивное изменение, как снижение количества ДТП с участием детей. Меньше стало ДТП с летальным исходом, а также ДТП с общественным транспортом. В начале года на Варшавском шоссе произошла серьёзная авария, в которой пострадало больше десяти пассажиров автобуса. Реагируя на это, мы провели ряд мероприятий, побеседовали с водителями и директорами автобусных парков.
- А кто обычно виноват в происшествиях с общественным транспортом? Проблема с подготовкой водителей или техническим состоянием автобусов?
- Транспорт находится в хорошем состоянии, а водители практически всегда соблюдают ПДД. Дело вот в чём. В Москве созданы благоприятные условия для движения общественного транспорта, в частности - есть выделенные полосы. Находясь на такой полосе, водитель автобуса имеет приоритетное право движения. Но в то же время он начинает меньше обращать внимание на то, что происходит на другой полосе. Ведь у него приоритет. А ему стоит помнить, что по городу передвигается много автомобилей, управляемых людьми, которые плохо знают улично-дорожную сеть и используют навигационное оборудование. Так что, когда навигатор командует повернуть, такой водитель бездумно поворачивает, не замечая, что делает это прямо перед автобусом. Поэтому мы попросили всех водителей автобусов обязательно снижать скорость и осматриваться при приближении к любому пересечению проезжих частей, перекрёсткам, сочленениям с дворовым проездом.
- Какое направление является сегодня самым проблемным?
- Основная проблематика - это дворы. Территория, которая мало подконтрольна нашему визуальному наблюдению. Но мы активно работаем в этом отношении. Каждый инспектор на территории обслуживания ежедневно обязательно посещает какой-либо двор. У жителей его появление вызывает живой интерес. Многие впервые напрямую могут побеседовать с сотрудником органов внутренних дел. Они видят, что это доброжелательный, открытый человек, и охотно расспрашивают его о соблюдении ПДД. После такой встречи мамы с детьми с интересом пересказывают разговор друг другу. Кроме того, инспектор в то же время наблюдает за тем, как родители и дети взаимодействуют в вопросах безопасности, как дети переходят дорогу. И при необходимости вмешивается и объясняет им, как правильно вести себя. Все это создаёт хороший информационный фон, а повысить осведомлённость населения - всегда непростая задача. Мы долго думали, как эффективнее доносить до людей информацию. И нашли самое читаемое место в любом многоэтажном доме - это лифт. Мы изготовили памятки, которые разместили по всему округу. Они касаются простых, казалось бы, вещей, в которых люди часто ошибаются. Например, все понимают, что ребёнка нужно держать за руку при переходе улицы. Однако держать нужно не за ладонь, а за запястье. Потому что ладонь ребёнок может легко вырвать и выбежать на проезжую часть. На эти памятки мы получили очень широкий и позитивный отклик. Ещё мы сняли несколько роликов, в которых изобразили пять стандартных ситуаций, которые ведут к ДТП, и договорились об их демонстрации на медиафасаде торгового центра с большой проходимостью. Эти небольшие ролики хорошо запоминаются гражданам. Активно работаем у школ. Ставим машину, а на ней табло с бегущей строкой «Осторожно, дети». На сам знак водители не всегда обращают внимание, а вот патрульный автомобиль обязательно привлечёт внимание. Последовательно охватываем разные школы округа, и это дисциплинирует водителей: они становятся более внимательными, потому что помнят - где-то рядом может находиться сотрудник полиции. Параллельно второй инспектор работает непосредственно у школы. Ведёт разъяснительную работу с теми людьми, которые забирают или привозят детей. Приходится часто напоминать, что необходимо пристёгиваться, даже если путь следования занимает две-три минуты. Авария может произойти и рядом с домом.
- Работа инспекторов во дворах - это идея вашего подразделения?
- Да, это наша инициатива. О таких начинаниях мы обязательно докладываем начальнику главка полиции. Удачный опыт в дальнейшем распространяется по всем подразделениям.
- С какими нарушениями чаще всего приходится сталкиваться вашим инспекторам?
- Можно перечислить всю 12 главу КоАП РФ. Но важно иметь в виду, что среди нарушений есть те, которые непосредственно влияют на аварийность. Иными словами, чаще всего становятся причиной ДТП. И это в первую очередь разнообразные нарушения порядка проезда светофорных объектов: выезд на регулируемый пешеходный переход при запрещающем сигнале, непредоставление пешеходам преимущества на пешеходном переходе, нарушение ПДД самими пешеходами, в том числе переход в неположенном месте, и т. д. Это половина всех нарушений, которые становятся причиной ДТП. Мы постоянно ищем новые способы снизить их количество. Устанавливаются шумовые полосы, пешеходные переходы делаются более заметными, апробируется идея объёмных пешеходных переходов.
- Есть яркие примеры хороших действий ваших сотрудников в последнее время?
- Их хватает. В этом году наши сотрудники задерживали и грабителей, и разбойников, и даже участников похищения человека. Этот необычный эпизод произошёл в конце апреля. Лицо без определённого места жительства нашло себе компанию для распития спиртного. В ходе совместного времяпрепровождения мужчина взял у своих знакомых телефон и тут же сдал в ломбард. Когда эти граждане обнаружили пропажу, то вместо того чтобы пойти в полицию, решили разобраться с бывшим собутыльником сами. Схватили его, запихнули в багажник и повезли в ломбард выкупать телефон. Этих людей даже не смутило, что всё происходило на глазах случайной прохожей.А вот женщину увиденное очень даже смутило. Она сразу позвонила в дежурную часть. Наши наряды были сориентированы на поиск автомобиля злоумышленников, и вскоре их удалось задержать. Надо сказать, похищенный довольно комфортно устроился в багажнике. Но всё же нашим сотрудникам был признателен за спасение. Чаще всего инспекторы сталкиваются с подделкой документов, ездой в состоянии алкогольного опьянения. Нетрезвые водители непредсказуемы, и с ними нужно быть предельно внимательным. В прошлом году такой водитель напал на сотрудника ДПС. К счастью, наши люди хорошо подготовлены, так что нарушитель был тут же задержан. Стараясь не допустить нанесения травм гражданину, инспектор пострадал сам, но, к счастью, не серьёзно. К сожалению, выпивать перед тем, как сесть за руль, люди не перестали. Хотя санкция за это предусмотрена солидная, полностью проблема пока не искоренена. Мы ожидаем, что на ситуацию повлияет более суровое наказание, вплоть до пожизненного лишения водительских прав людей, которые повторно совершают нарушение в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
- Сейчас одним из важнейших направлений является борьба с распространением наркотиков. Как в ней участвуют сотрудники ДПС?
- У нас есть отличные специалисты, которые мгновенно определяют, если человек употреблял наркотики или везёт их с собой. Часто для перевозки наркотических средств люди используют такси. Останавливая транспортное средство, инспекторы обращают внимание на пассажира и сразу видят, если человек пытается что-то скрыть. Мы знаем точки, в которых часто действуют закладчики. Это, например, Битцевский парк. И наши наряды дежурят рядом, знают, откуда может двигаться человек с запрещёнными веществами, замечают намётанным взглядом подозрительных граждан и часто задерживают закладчиков.
- Есть ли улицы или участки дорог, которые вызывают особое беспокойство?
- Мы называем это «места концентрации ДТП». Это крупные перекрёстки, а также скоростные магистрали, места многополосного движения - Варшавское шоссе и особенно МКАД. МКАД даёт очень большую прибавку к общему уровню аварийности из-за темпа движения и многочисленных перестроений. Люди лезут на крайнюю левую полосу, предназначенную для движения спецтранспорта, разгоняются, не уступают дорогу, лихачат. По нашему мнению, на определённых участках МКАДа необходимо снижать скоростной режим. Что ещё мы можем делать? Профилактика здесь проблематична. Но есть понятие «повторного ДТП». Когда происшествие возникает на МКАДе, оно ещё и становится угрозой для других участников дорожного движения из-за их высокой скорости. Хотя водители знают, что знак аварийной остановки нужно ставить в 15 метрах, некоторые располагают его в двух-трёх метрах и считают это достаточным. Но на МКАДе и 15 бывает недостаточно. Почему именно 15? Потому что это тормозной путь на сухом асфальтированном шоссе транспортного средства, двигающегося со скоростью 60 километров в час. На МКАДе скорость ещё выше. Люди этого не понимают. Как только нам поступает информация о ДТП на МКАДе, мы сразу связываемся с его участниками и стараемся не к ним экипаж притянуть, а их переместить к сотруднику ДПС, в безопасное место, где их точно не собьют. Ведь как ведут себя люди после аварии? Начинают гулять по проезжей части, разглядывать машину со всех сторон. Вкупе с неправильной установкой знака это может превратить небольшое происшествие в трагедию.
- Личный состав полиции в последние годы молодеет. У вас такая же тенденция?
- Да, около половины - молодёжь со стажем до пяти лет. Но есть процентов двадцать сотрудников, которых можно назвать костяком. Они работают свыше 15 и 20 лет, обладают богатым практическим опытом. Это наставники, которые не только работают, но и учат стажёров.
- Чем отличаются разные поколения сотрудников?
- Инспектор, прослуживший много лет, это в первую очередь психолог. Он гораздо чётче доносит информацию до участника дорожного движения. Он меньше реагирует на провокации. В силу опьянения, психоэмоционального состояния водители могут попытаться задеть инспектора. Но опытный сотрудник всегда подчёркнуто вежлив, не реагирует на провокации и точно знает, как урегулировать ситуацию, чтобы нивелировать конфликт. Молодым сотрудникам в силу возраста и неопытности сдержаться бывает труднее. Тем не менее жалоб от граждан на грубое общение со стороны инспектора практически нет. Потому что на каждый такой случай мы реагируем надлежащим образом.
- Что бы вы пожелали коллегам в связи с праздничной датой?
- Уважаемые коллеги! Искренне и от всего сердца поздравляю вас с профессиональным праздником! Желаю, чтобы на вашей дороге жизни не было ни пробок, ни аварий, ни тяжёлых погодных условий. Пусть дорожное полотно всегда будет наивысшего качества, а пункт назначения - родной дом, полный счастья и любви. Крепкого вам здоровья, хорошего настроения и позитивного отношения к жизни. Пусть каждый день приносит только радость! С праздником!