Новости

Эксперт РАН: Наличие МЭШ облегчило переход школ к интернет-обучению

Эксперт РАН: Наличие МЭШ облегчило переход школ к интернет-обучению

Сложная эпидемиологическая ситуация, связанная с коронавирусной инфекцией, во многом изменила работу образовательных учреждений. Сегодня многие рассматривают обучение в интернете, как одну из безопасных альтернатив. Использование новых технологий в учебе стало жизненной необходимостью. Такое мнение высказал доктор педагогических наук, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Института кибернетики и образовательной информатики им. А. И. Берга ФИЦ ИУ Российской академии наук Александр Уваров.

Эксперт подчеркнул, что использование цифровых технологий стало единственным выходом, когда школам, ссузам и вузам предложили перейти на дистанционный формат учебы. К такому повороту, по словам Уварова, большинство оказались не готовы – ни педагоги, которым пришлось на ходу осваивать цифровые инструменты, ни мобильны операторы и поставщики образовательных онлайн-сервисов, ни дети и их родители.

«Одна из многих причин этого — нехватка специально организованной цифровой образовательной среды, которая привычна и обучаемым, и педагогам, — отмечает он. — В этих условиях московское образование получило заметное преимущество перед регионами. Введенная пять лет назад в действие цифровая среда «Московская электронная школа» (МЭШ) показала себя как практически работающий инструмент».

Большинство московских учителей и школьников к началу карантина уже были знакомы с работой в общегородской цифровой образовательной среде. А накопленные в МЭШ учебные материалы и разработки облегчили шок от перехода к интернет-обучению. Получив непростой опыт интернет-обучения, учителя ощутили неизбежность перемен.

«Московская электронная школа, которую начали разрабатывать почти десять лет назад, была изначально ориентирована на поддержку работы учителя в классе, на традиционную организацию образовательного процесса. В результате внедрение МЭШ не потребовало кардинальных изменений в работе школы: оно шло по пути замещения и/или улучшения традиционных инструментов учебной работы (дневник, классный журнал, школьная отчетность и т. п.). Это позволило достаточно быстро и сравнительно безболезненно подключить к системе МЭШ практически все школы города. Проект МЭШ побудил всех учителей так или иначе приступить к использованию цифровых технологий в своей повседневной работе. Наличие действующей МЭШ облегчило шоковый переход школ к интернет-обучению в условиях карантина. Однако то, что было хорошо вчера, уже недостаточно завтра», — уточняет Александр Уваров.

По его словам, начавшаяся во всем мире цифровая трансформация образования ведет к построению инновационной модели школы с персонализированной результативной организацией учебной работы.

Следующий шаг развития Московской электронной школы, как считает Уваров, — превращение этой системы в цифровую среду персонализированной организации обучения, в среду для обучения и самообучения, которая помогает подрастающему поколению сознательно и продуктивно включаться в культуру 21 века.

Последние новости